Время Великого Поста

19 февраля 2018 года наступил Великий Пост - трепетное, покаянное время, наполненное духовным смыслом и радостью. О том, что такое подвиг поста, и как мы, православные христиане, должны его нести, много писали святые отцы. Приведем здесь некоторые цитаты подвижников благочестия.

 

Игумен Никон (Воробьев):

"Постящеся, братие, телесне, постимся и духовно..." Для больных, немощных и старых нет телесного поста, да и вреден часто. Надо сделать ударение на душевный пост: воздержание зрения, слуха, языка, помыслов и проч. Это будет истинный пост, полезный всем и всегда.

Главное, и вне дома, и у себя: 1) не пресыщаться, 2) не давать воли глазам, ушам, языку, 3) никого не осуждать, 4) читать только духовную литературу, 5) иметь мир со всеми.

…Кто болеет о грехах своих, гнушается ими, перестает их делать, просит прощения от Бога и помилования – тех милует Господь и принимает в Свое Царство. А кто высоко думает о себе, опирается, как фарисей на свои дела, тот будет осужден. Надо до конца смириться и из глубины души взывать: «Боже, милостив буди мне, грешному»…

«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». Поэтому надо просить прощения у Господа, не желающего гибели грешника, пришедшего спасать погибающих…

"Пал – вставай, опять пал – опять вставай, и так до смерти" человека. Это слова преп. Сисоя Великого. Падения смиряют человека, а без смирения нельзя получить здесь никакого дара. "Смиренному дает благодать Господь". Яко призре на смирение рабы Своея.

Покаяние есть первая заповедь Нового Завета, первая заповедь Господа Иисуса Христа. Покаяние есть величайший дар Божий людям, средство очищения от грехов и дверь спасения. Покаяние есть проявление неизреченной любви Божией к падшему человечеству. Покаяние есть всемогущая сила Божия, врачующая все язвы греховные искренне кающихся.

Через покаяние мытарь вышел из храма оправданным. Покаяние блудного сына, все расточившего, восстановило в прежнем достоинстве. Через покаяние разбойник первым вошел в рай. Покаянием Апостол Петр вернул себе апостольство, а преп. Мария Египетская омыла тысячи своих смертных грехов. Да и все, достигшие святости, достигали ее покаянием. Принесем же и мы искреннее покаяние Господу, сознаем свое недостоинство пред Богом, оплачем грехи свои пред Ним. Исповедуем их пред духовником, не скрывая ничего, не оправдываясь ни в чем.

…Душа не может не болеть, пока не почувствует, что получила прощение множества сделанных беззаконий. А каяться-то мы умеем плохо. Если человек кается в своих грехах, и в то же время осуждает других или тщеславится и прочее, то какое может быть покаяние? Это значит одной рукой делать, а другой – разорять. Вот душа и скорбит…"

 

«ПРИИДЕ ПОСТ – МАТИ ЦЕЛОМУДРИЯ» (Святитель Лука (Войно-Ясенецкий):

О как верно называют священные песнопения пост матерью целомудрия, ибо ничто не располагает так к нарушению целомудрия, как объедение и пьянство.

Но не только об одном половом целомудрии говорим мы, восхваляя пост: есть и другая форма целомудрия – целомудрие духовное. Это чистота сердца, и к этой цели – к чистоте сердца и располагает нас пост.

Почему должны мы с великим благоговением относиться к посту?

Прежде всего потому, что пост установлен Самим Господом нашим Иисусом Христом, а если Он установил, то значит, это важно, это свято; надо это чтить всем сердцем, надо соблюдать слова Его.

Однажды Господа Иисуса Христа упрекнули фарисеи и книжники, что ученики Его не постятся. Они сочли это за нарушение закона и указали на это Христу, а Господь ответил им: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, когда с ними жених? – Доколе с ними жених, не могут поститься. – Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15).

Он установил, следовательно, пост для апостолов Своих, но что повелено апостолам, то повелено всем нам. И подал нам Господь Иисус Христос великий пример поста, когда в пустыне Иудейской постился тяжелым сорокадневным постом. И святые апостолы Его соблюдали посты. Читаем в Деяниях Апостольских, что апостолы возлагали руки на хиротонисуемых ими во пресвитеров только после поста – они готовились к рукоположению во пресвитеров постом и молитвой.

Теперь, как знаете вы сами, над нашим постом многие смеются, теперь пост отвергнут и забыт миллионами русских людей. А было ли так в старину? О нет, о нет! Тогда было совсем иначе: тогда весь народ постился во все посты, в среды и пятницы. Тогда детям с самых малых лет внушали необходимость поста и, наставляемые таким добрым наставлением, относились они с великим уважением к посту и от младых ногтей приучались поститься.

Теперь не так, совсем не так. Но надо, чтобы хоть в нашей христианской общине, в малом стаде Христовом, сохранилось это глубокое уважение к посту, чтобы хоть мы постились, подавая пример тем, кто пост отвергает. Ибо люди, видя нас постящимися и кающимися, призадумаются и остановятся на своем пути и увидят, что наш пост, что наше послушание Христу, установившему пост, установившему покаяние, совсем не так смешон, как казалось им. Может быть, увидят и поймут они все глубокое значение поста.

Те из вас, кто усердно читает жития святых, знает, каким непостижимым для нас постом постились во множестве все преподобные отцы и жены. Они постились постом постоянным, для них не было скоромных дней. Очень многие вкушали только хлеб и воду, и больше ничего. Это, может быть, покажется вам опасным: как так, только хлеб и вода, а где же витамины? Великие преподобные никогда не слышали о витаминах, и тем не менее в таком тяжелом посте жили до ста лет и более, ибо благодать Божия поддерживала их тело гораздо могущественнее, чем наши изысканные яства.

Не можете вы всегда поститься, как постились преподобные, но хотя бы соблюдать пост, установленный Церковью, вы можете, вы должны, вы просто обязаны. Если вы отвергнете это обязательство, то горе вам. Господь наш Иисус Христос, повелел не так поститься, как постились фарисеи: напоказ людям, омрачая лица свои во время поста, чтобы видели их люди омраченными, удрученными постом и восхваляли их. Не так, не так велел Господь нам поститься: Он повелел нам скрывать свой пост, не поститься пред людьми, а поститься пред Богом только, пред людьми же являться со светлым радостным лицом, помазав голову, просветлив очи свои. За такой пост, известный только Богу, благословит нас Христос.

Огромное значение поста в том, что он есть школа воздержания. Когда научаетесь вы воздерживаться от запрещенной в пост пищи, тогда вы закаляете волю свою, тогда приучаетесь вы к воздержанию. И если постясь, привыкнете обуздывать свое ненасытное чрево, от этого будет простой переход к тому, чтобы научиться обуздывать и все свои похоти и все веления плоти, от которых исходит большинство грехов."

 

Да поможет всем нам Господь провести время Великого Поста с пользой для души и быть готовыми достойно встретить Светлое Христово Воскресение!

Все новости