24 декабря в 11.00 в ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области» (г. Пенза, ул. Чаадаева, 119, Актовый зал) состоится обучающий семинар в рамках проведения II регионального тематического конкурса поисковых и исследовательских работ учащихся «Церковь в истории Пензенского края. Уроки столетия».
Целью конкурса является широкое распространение и сохранение среди соотечественников исторической памяти о судьбах священнослужителей и мирян после 1917 года, а также о судьбах храмов на территории Пензенского края.
Конкурс проводится среди школьников всех общеобразовательных учебных заведений Пензенской области и направлен на нравственное оздоровление и консолидацию российского народа, воспитание детей и молодежи в деятельном подвиге веры и патриотизма, в духе победы и востребованного отечественной историей героизма.
Конкурс организован Пензенской епархией и Пензенской духовной семинарией при поддержке Министерства образования Пензенской области, педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Мемориально-просветительского центра «Бутово», Пензенской областной общественной организации «Память о земляках».
В работе семинара примут участие почетные гости из Москвы:
Протоиерей Кирилл Каледа,
настоятель храма святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове, член Синодальной комиссии по канонизации святых и Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, член Межведомственной группы, направленной на реализацию Концепции государственной политики в сфере увековечения жертв политических репрессий Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека
Гарькавый Игорь Владимирович
директор МЦ «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской
К участию в семинаре приглашаются руководители и преподаватели воскресных школ, учителя общеобразовательных школ, а также все неравнодушные к истории Пензенской Епархии.
Положение о тематическом конкурсе поисковых и исследовательских работ учащихся «Церковь в истории Пензенского края. Уроки столетия»
1. Общие положения.
Настоящее Положение о тематическом конкурсе поисковых и исследовательских работ учащихся «Церковь в истории Пензенского края. Уроки столетия» (далее Положение) определяет порядок организации и проведения тематического конкурса поисковых и исследовательских работ учащихся «Церковь в истории Пензенского края. Уроки столетия» (далее - Конкурс), его организационное и экспертное обеспечение, правила участия в Конкурсе обучающихся и порядок определения победителей и призеров.
1.1. Организаторами Конкурса являются Пензенская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Пензенская духовная семинария Пензенской Епархии Русской Православной Церкви».
1.2. Поддержку Конкурсу оказывают: Министерство образования Пензенской области, Педагогический факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Мемориально-просветительский центр «Бутово», Пензенская областная общественная организация «Память о земляках».
1.3. Конкурс открыт для различных форм партнерства; участия в организации заинтересованных лиц, отечественных и зарубежных организаций. Предложения и заявки принимаются оргкомитетом.
1.4. В качестве руководителей исследовательских и проектных работ могут выступать педагоги общего и дополнительного образования, представители академической науки, профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования, учителя воскресных школ Пензенской епархии, родители (законные представители), и др.
1.5. Обучающиеся принимают участие во всех мероприятиях Конкурса добровольно.
2. Цель, задачи и тематические направления Конкурса
2.1. Конкурс организуется и проводится в целях:
образовательных - развития и совершенствования проектной и исследовательской
деятельности обучающихся системы общего и дополнительного образования, популяризации научных знаний истории Пензенской области;
воспитательных - создания условий для укрепления морального «здоровья» общества, его нравственного оздоровления и консолидации путем воспитания детей и молодежи в духе востребованного отечественной историей героизма через распространение и сохранение среди соотечественников исторической памяти о судьбах священнослужителей и мирян после 1917 года, и о судьбах храмов на территории Пензенского края в тот же период.
2.2. Задачи Конкурса:
- взаимодействие с общеобразовательными учреждениями по вопросам сохранения исторической памяти о судьбах православных верующих и о судьбах храмов на территории Пензенского края в XX веке;
- привлечение учащейся молодежи в качестве волонтеров и участников проекта по созданию архивной базы «Русское православие в XX веке»;
- изучение и сохранение традиций своей семьи, рода, укрепление семейных связей и семейных ценностей путем воссоздания исторической памяти о своем роде в XX веке;
- содействие реализации проектов и программ духовно-патриотического воспитания и образования;
- поддержка духовно-патриотической работы с детьми, проводимой в общеобразовательных учреждениях на примере жизненного пути выдающихся земляков-исповедников за веру в XX веке;
- сохранение и популяризация исторического наследия России;
- более активное вовлечение детей и молодежи в изучение духовной истории нашей страны;
- ведение научной и учебной деятельности в области церковной истории и краеведения.
На Конкурс могут быть представлены работы по следующим тематическим направлениям:
1) изучение истории храмов Пензы и Пензенской области, с возможной иллюстрацией материала старыми фотографиями;
2) исследование взаимоотношений Церкви и государства, опирающееся на семейные предания и имеющиеся документы;
3) жизнеописание священнослужителей, монашествующих и активных прихожан;
4) о праздновании в семье религиозных праздников, о чудесных случаях, произошедших по молитвам и т. п.
3. Организационное, экспертное и информационное обеспечение Конкурса.
3.1. Руководство проведением Конкурса осуществляет Оргкомитет, состав которого формируется ежегодно.
3.2. Для организации и проведения Конкурса оргкомитет создает экспертную комиссию.
3.3. Информация о порядке участия в Конкурсе, о победителях и призерах является открытой, публикуется в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Пензенской епархии: пензенская-епархия.рф.
3.4. Регистрация исследовательских и проектных работ школьников осуществляется путем направления заявки на участие на электронную почту: kirarist@mail.ru. Факт регистрации участника означает его согласие с опубликованным порядком обработки персональных данных. Регистрация на участие в Конкурсе несовершеннолетнего гражданина означает согласие его родителей (законных представителей) с опубликованным порядком обработки персональных данных.
4. Порядок организации и проведения Конкурса.
4.1. Конкурс является ежегодным и проводится поэтапно с сентября 2018 по апрель 2019 года в два этапа: заочный и очный.
4.2. Первый этап Конкурса (заочный) проводится в форме представления работ экспертной комиссии для проверки на соответствие требованиям конкурса (соответствие тематическим направлениям конкурса, соответствие целей, задач и выводов заявленной теме работы). По результатам проведенной экспертизы список участников второго этапа Конкурса публикуется на сайте: пензенская-епархия.рф.
4.3. Второй этап Конкурса (очный) проводится в виде защиты своих работ обучающимися.
4.4. Итоги Конкурса подводятся в день проведения второго этапа и утверждаются оргкомитетом.
5. Участники Конкурса.
5.1. В Конкурсе принимают участие обучащиеся общеобразовательных школ 4-11 классов и учащиеся воскресных школ, выполнившие поисковую (исследовательскую) работу как с научным руководителем, так и самостоятельно. Допускается выполнение работы авторским коллективом до 3-х человек.
5.2. На заочный этап Конкурса участник направляет поисковую работу в форме исследовательской работы, эссе с приложением фотоматериала, фоторепортажа или видеорепортажа. Требования имеются в регламенте.
5.3. В очном этапе Конкурса принимают участие учащиеся, успешно прошедшие заочную экспертизу работ.
5.4. Работы, представляемые на Конкурс, должны соответствовать требованиям, зафиксированным в Регламенте Конкурса.
5.5. Участник Конкурса имеет право:
- получить информацию о порядке, месте и времени проведения этапов Конкурса;
- получить информацию о результатах участия в Конкурсе.
5.6. Участник может быть отстранен от участия в Конкурсе за несоблюдение требований настоящего Положения и некорректное цитирование (плагиат).
6. Управление конкурсом.
6.1. Для организационного и экспертного обеспечения, оперативного руководства проведением Конкурса создается организационный комитет Конкурса (далее - оргкомитет). Его состав формируется из числа сотрудников образовательных организаций и специалистов церковной истории.
6.2. Оргкомитет:
- утверждает перечень тематических направлений всех этапов Конкурса;
- утверждает критерии и регламент экспертизы работ на всех этапах Конкурса;
- утверждает методические рекомендации для руководителей исследовательских и проектных работ школьников;
- обеспечивает информационное сопровождение Конкурса на сайте Пензенской епархии: пензенская-епархия.рф
- координирует работу и утверждает отчеты Экспертной комиссии очного этапа Конкурса;
- по представлению Экспертной комиссии по тематическим направлениям утверждает списки победителей и призеров Конкурса;
- утверждает образцы сертификатов участника, дипломов победителей и призеров Конкурса; организует оформление и учёт дипломов Конкурса;
- рассматривает конфликтные ситуации, возникшие при проведении всех мероприятий Конкурса и при необходимости создает Апелляционную комиссию;
- организует награждение победителей и призеров Конкурса, а также подготовивших их научных руководителей.
6.3. Экспертную комиссию всех этапов возглавляет председатель, который распределяет обязанности между членами комиссии осуществляет контроль за его работой в соответствии с настоящим Положением.
6.4. Экспертная комиссия на всех этапах Конкурса:
- осуществляет заочную экспертизу поисковых работ школьников;
- осуществляет экспертизу поисковых работ школьников в соответствии с утвержденными критериями и регламентом во время проведения очного этапа;
- представляет на утверждение в Оргкомитет своего этапа список победителей и призеров по своему тематическому направлению и список участников, представляемых к участию в следующем этапе Конкурса;
- вносит предложения по изменению Положения о Конкурсе;
- проводит анализ развития методической базы и предметно-тематического состава исследовательских и проектных работ по своему направлению;
- подготавливает аналитический отчет о работе тематического направления.
7. Награждение победителей и призеров Конкурса
7.1. Награждение победителей и призеров Конкурса осуществляется оргкомитетом. Каждому участнику выдается сертификат;
7.2. В каждой номинации определяются победители (руководители и воспитанники), которые награждаются дипломами утвержденного образца и ценными подарками.
7.3. Победители Конкурса могут награждаться специальными и другими поощрительными призами.
Регламент проведения тематического конкурса поисковых и исследовательских работ учащихся «Церковь в истории Пензенского края. Уроки столетия»
Требования к первому этапу конкурса
(заочной форме)
1. Номинация «Исследовательская работа»
- от 7 листов печатного текста формат А4, шрифт Times New Roman, размер 14. Междустрочный интервал 1,5. Поля левое – 3 см, верхнее и нижнее 2 см, правое 1,5 см. Приложения (фотографии, копии документов) размещать после текста работы.
Оценивая работу, Экспертная комиссия учитывает такие критерии, как ценность и новизна собранного материала, умение автора поставить интересную исследовательскую задачу, критическое отношение к источникам, знание и понимание исторического контекста, ясность и логика изложения, обоснованность выводов.
2. Номинация «Эссе»
- до 7 листов печатного текста формат А4, шрифт Times New Roman, размер 14. Междустрочный интервал 1,5. Поля левое – 3 см, верхнее и нижнее 2 см, правое 1,5 см. Приложения (фотографии, копии документов) размещать после текста работы.
Работа может быть посвящена более узкой теме в отличие от исследовательской работы (например, автор может ограничиться анализом материальных или иных свидетельств из семейного архива, публикаций местной прессы). Критерии оценки - те же, что и для исследовательской работы.
3. Номинация «Фоторепортаж»
- участнику этой номинации необходимо выбрать интересный объект в окружающей его среде - в городе, поселке и т. д., который имеет отношение к теме конкурса, найти его исторические изображения (открытки, архивные фото, иллюстрации в книгах или журналах) и сделать 5-7 сегодняшних фотографий этого объекта или места, где он был расположен. Получившийся изобразительный ряд должен быть дополнен небольшим авторским комментарием, так, чтобы текст и фото составили вместе небольшой рассказ, отражающий историю выбранного объекта, изменения, происходившие с ним в течении времени, отношение к нему жителей - историков-краеведов, журналистов, официальных лиц или членов семьи автора. Текст сопроводительного комментария не должен превышать 5 листов печатного текста формат А4, шрифт Times New Roman, размер 14. Междустрочный интервал 1,5. Поля левое – 3 см, верхнее и нижнее 2 см, правое 1,5 см.).
4. Номинация «Видеорепортаж»
- участнику номинации необходимо произвести видеозапись-интервьюирование священнослужителя или жителя своего или близлежащего села/районного центра/района города, который является участником или свидетелем церковной жизни в нашем регионе в период с 1917 по 1989 гг. Съемка может вестись как на профессиональную технику, так и непрофессиональную. Оцениваться будет оригинальность, содержательность материала, качество и продолжительность записи, качество интервьюирования. В работе необходимо опираться на методические рекомендации (Приложение 1 к Регламенту).
Требования к оформлению работ
Работы принимаются в электронном виде: весь текст, включая титульный лист, содержание, основную часть, приложение и список источников. Если работа по объему в 2 и более файлах, то они должны носить одинаковое название с порядковыми номерами (а, а1, а2…).
На титульном листе обязательно должны быть указаны:
- номинация, направление, название работы (название работы не должно дублировать тему конкурса),
- фамилия, имя и отчество автора/авторов,
- телефон, адрес электронной почты автора/авторов работы,
- номер школы/учебного заведения, класс,
- телефон, адрес электронной почты школы/учебного заведения,
- фамилия, имя, отчество и должность руководителя, его телефон, адрес электронной почты.
В разделе «Библиография и источники» обязательно должны быть перечислены все печатные, архивные и интернет-источники, которые авторы использовали при подготовке работы.
Видеорепортажи направляются с приложением сопроводительного листа (титульного листа).
Требования ко второму этапу конкурса
(очная защита работ)
1. Защита работ проводятся в рамках научно-практической конференции, в виде презентации, докладов или защиты видеорепортажа. Регламент выступления – 7-8 минут.
Требования к компьютерной презентации
1. Презентация создается в программе PowerPoint.
2. Презентация предназначена для иллюстрации устного выступления на докладной секции (проецируется на экран) или фоторепортажа.
3. Презентация записывается на USB-носитель.
4. Презентация состоит из 10-12 слайдов.
5. Текст в презентации выполняется прямым шрифтом (например, Arial), количество текстовой, графической, табличной и фото информации сравнимо друг с другом, размер шрифта - 20-24.
6. Докладчик во время презентации излагает содержание своими словами (а не зачитывает текст на слайде), периодически обращаясь к изображению.
Требования к докладной форме защиты.
Организация защиты по секциям с последовательным заслушиванием докладов является традиционной. При этом от участников и экспертов требуется концентрация внимания в течение длительного времени.
За час рекомендуется заслушивать 5-6 докладов (с регламентом 7-8 минут и вопросами 2-3 минут).
Докладчик при выступлении придерживается плана доклада и определенного заранее регламента выступления. В ходе выступления реплики и вопросы не допускаются. Руководитель секции следит за соблюдением регламента, в случае его превышения просит выступающего завершить доклад в течение одной минуты.
Требования к защите видеорепортажа.
1. Видеорепортаж записывается на USB-носитель.
2. Видеорепортаж предваряется вступительным словом о времени, месте съемки, объекте исследования и задачах видеозаписи.
3. После показа видеорепортажа делаются выводы и задаются вопросы экспертами.
Награды Конкурса:
1. все авторы присланных работ получат грамоту участника;
2. победители конкурса отправятся в образовательную поездку в МЦ «Бутово» (г. Москва) с участием в праздничном Богослужении, которое возглавит Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл;
3. научные руководители - грамоту за организацию и руководство поисковой и исследовательской работой учащихся.
4. Лучшие исследовательские работы и эссе будут опубликованы.
5. Участники конкурса в номинациях «фоторепортаж» и «видеорепортаж» получат возможность продолжить работу в рамках грантового конкурса «Православная инициатива» по созданию архивной базы «Русское православие в XX веке».
Сроки проведения Конкурса:
* 25-26 октября 2018 г. проведение обучающего семинара для научных руководителей Конкурса;
* В срок до 01 февраля 2019 г. подача заявки на участие в Конкурсе
* В срок до 15 марта 2019 г. подача работ для заочной экспертизы на соответствие требованиям конкурса (соответствие тематическим направлениям конкурса, соответствие целей, задач и выводов заявленной теме работы).
* В период с 13 по 19 мая 2019 г. проведение очной защиты работ в рамках научно- практической конференции.
* Победители (1-е места) поедут в образовательную поездку на МЦ Бутовский полигон
Координаторы конкурса:
Аристова Кира Георгиевна 8 (902) 205-16-19
Будряшова Виктория Викторовна 8 (937) 425-60-78
В оргкомитет тематического конкурса поисковых и исследовательских работ учащихся «Церковь в истории Пензенского края. Уроки столетия»
ЗАЯВКА
На участие тематического конкурса поисковых и исследовательских работ учащихся «Церковь в истории Пензенского края. Уроки столетия»
Фамилия s______________________________ Имя s_______________________
Дата рождения s______________________________________________________
Название работы s____________________________________________________
Номинация s_________________________________________________________
Полное название образовательного учреждения (воскресной школы)s________
s___________________________________________________________________
Точный почтовый адрес с указанием индекса s___________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество, должность (полностью) научного руководителя работы
s___________________________________________________________________
Номер телефона научного руководителя работыs__________________________
s___________________________________________________________________
Дата заполнения заявки и подпись участника s____________________________
Приложение 1 к Регламенту проведения
тематического конкурса поисковых и исследовательских
работ учащихся «Церковь в истории Пензенского края.
Уроки столетия»
Методические рекомендации
к подготовке конкурсной работы в номинации «видеорепортаж»
Сбор воспоминаний – это сложный и ответственный процесс. Его важность, прежде всего, связана с тем, что человек, с которым мы общаемся, через нас оставляет своего рода духовное завещание будущим поколениям, часто сам этого не осознавая. Воспоминания, к которым мы обращаемся, не всегда лежат на поверхности сознания, чаще всего вспомнить, сформулировать, выразить словом и мыслью то, что происходило в прошлом, значит сознательным усилием преодолеть временную дистанцию и вновь пережить то, что уже случилось. И это далеко не всегда приятные, комфортные воспоминания. Часто мы имеем дело с опытом травмы, которую человек и его близкие перенесли когда-то.
Поэтому прежде чем приступить непосредственно к записи воспоминаний на тот или иной носитель, необходимо установить своего рода психологический контакт с человеком, который будет в дальнейшем выступать в роли рассказчика (такого человека дальше мы будем именовать Собеседником, также в документации проекта можно использовать понятие информант).
Такими первыми шагами обязательно являются приветствие, рассказ о себе, о целях и задачах проекта. Особенно в рамках нашего проекта важно, чтобы Собеседник понимал, что имеет дело с воцерковленными людьми, для которых, также как и для него самого, воспоминания о истории Церкви представляют большую личную ценность. Часто приходится сталкиваться с нежеланием пожилых людей говорить о своей жизни, они считают ее малозначимой и неинтересной. Поэтому разговор нужно начинать с биографического формуляра (см. ниже) и потом переходить на так или иначе могущих быть упомянутыми в контексте рассказа священнослужителях, храме, святынях. Для этого интервьюер, участник проекта, должен заранее представлять себе, хотя бы в общих чертах историю прихода, города, монастыря, с которыми в рассказе он может встретиться. Сориентироваться в этом материале может помочь предварительное общение с близкими Собеседника и приходским священником, если он направляет к данному человеку. Как правило, даже разговор, который трудно начать, с помощью наводящих вопросов можно вывести на уровень связных воспоминаний.
В ходе записи-беседы удобно использовать такую методику, когда вопросы задаются специальными блоками. Первый блок, с которого надо начинать разговор мы условно назовем «Биографический формуляр». В этот блок входят следующие вопросы.
1. Персональные данные.
a) Полное имя, отчество и фамилия. Девичья фамилия.
b) Когда и где родился?
c) Родители.
2. Воцерковление.
a) Когда и где был крещен?
b) Помнит ли как был в церкви в первый раз. Первое причастие.
c) Первый приход.
d) Роль родителей и близких в воцерковлении.
e) Довелось ли в детстве быть свидетелем каких-либо чудесных событий, исцеления и т.п.
Дальше у ведущего запись есть выбор по содержанию разговора. Если нет конкретной информации, о чем именно следует расспросить Собеседника, то необходимо вести разговор о эпохе в целом:
- как советская власть относилась к религии, Православию, верующим, священнослужителям;
- известно ли что-нибудь о закрытии храмов и монастырей;
- какие в данной местности (где человек жил в те годы) были известные священнослужители, какие примечательные случаи из их жизни ему известны;
- не было или рядом чтимых в народе икон, святых мест, источников и так далее;
- какие обряды или традиции благочестия были тогда, но мало известны или вовсе забыты сейчас;
- как проходила духовная жизнь в пространстве семьи, дома; утреннее и вечернее правило; подготовка к причастию; посты;
- какие наставления духовных наставников того и более раннего времени остались в памяти.