Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня

Вечером 13 августа 2016 года, в канун Недели 8-й по Пятидесятнице и празднования Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, протоиерей Владимир Терехин в сослужении протоиерея Владимира Спицына, протоиерея Александра Забегалина и диакона Владислава Реваева совершил всенощное бдение в Троицком храме монастыря. 

За Богослужением пел хор Троицкого женского монастыря.

По издревле установившейся традиции на всенощном бдении совершается вынос Честного Креста Господня. Во время пения великого славословия протоиерей Владимир Терехин, подняв святой Крест над головой, торжественно вынес Его из алтаря и положил на центральный аналой. После поклонения Честному Кресту духовенства, монашествующих и множества прихожан было совершено помазание освященным елеем всех присутствующих. 

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1-го августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа (по старому стилю): «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещении Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестится князь великий Владимир Киевский и всея Руси августа I». По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после Литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

В статье использованы материалы официального сайта Московского Патриархата и официального сайта Пензенской Епархии.

Все новости